Архив за месяц Август 2018

Что надо знать о маркировке табака и табачной продукции

В России вводится обязательная маркировка товаров, которые часто подделывают и завозят в страну нелегально. Сейчас в рамках эксперимента проходит маркировка табачных изделий — сигарет и тех, что описаны во второй статье 268-ФЗ. С 1 марта 2019 года маркировка для них становится обязательной.
Разберёмся, что такое маркировка товаров, как работает маркировка табака и табачной продукции, что она изменит, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.Основные понятия табачной продукции.
268-ФЗ, ст. 2

Что такое маркировка товаров

Маркировка — это нанесение специального штрих-кода на товар. Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи. Также на каждом этапе код считывается: при хранении товара, его перевозке, продаже. 

С маркировкой государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продаётся. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделка не может попасть на склады или в магазины. Всё о маркировке товаров —в нашей статье

Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. 1 марта 2019 года она станет обязательной для табачных изделий.

Как работает система маркировки табака

Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют простой, недорогой и быстрый в производстве цифровой штрих-код — DataMatrix. Это небольшой двухмерный код, который легко наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.
Коды для табачной продукции выдаёт Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.

Так в системе маркировки табака пачка сигарет попадает с производства в розницу

  1. Производитель табака запрашивает штрих-коды маркировки DataMatrix у ЦРПТ, получает их и наносит на пачки и блоки. Теперь маркированная продукция — на балансе производителя.
  2. Поставщик хочет приобрести 200 блоков сигарет. Производитель через ЭДО — систему электронного документооборота — передаёт поставщику электронную накладную УПД — универсальный передаточный документ — где учтены все коды пачек и блоков из партии. Поставщик проверяет марки и принимает УПД. Данные о передаче сигарет от производителя поставщику поступают в ИС МОТП через ЭДО. Теперь 200 блоков сигарет списались с баланса производителя и перешли на баланс поставщика.
  3. Поставщик передаёт блоки в магазины. В один — 50 блоков, в другой — 150. Они поступают в розницу по той же системе и с таким же УПД от поставщика. ИС МОТП это видит — теперь блоки списались с баланса поставщика и перешли на балансы магазинов.
  4. Покупатель приходит в магазин и хочет купить пачку сигарет. Продавец сканирует марку 2D-сканером и продаёт сигареты. Затем онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в ИС МОТП. Вот и всё — эта пачка списалась с баланса магазина.

Покупатель сможет проверить подлинность пачки сигарет в мобильном приложении «Маркировка».

Кому и как готовиться к маркировке

Маркировка несёт изменения в бизнес-процессах: приёмке, хранении товаров и продаже. Но самое главное — как только маркировка табака и табачной продукции вступит в силу, каждый участник рынка будет обязан работать только с маркированным табаком.

Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать только на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.

Что изменится в бизнес-процессах

Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.

Хранение.Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.

Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и DataMatrix. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.

Проверяйте коды маркировки при приёмке товара. Сканируйте их, сверяйте с теми, что перечислены в накладной УПД. Не принимайте товар, которого нет в накладной.

Зачем и как участвовать в эксперименте по маркировке табачных изделий

Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.

До 31 декабря 2018 года проходит бесплатный эксперимент по маркировке табачных изделий. Любой из участников рынка может в нём поучаствовать. Это нужно, чтобы адаптировать свои бизнес-процессы и подготовить персонал к тому времени, когда маркировка станет обязательной.

Что нужно для участия в эксперименте

  1. Зарегистрироваться в эксперименте по маркировке на сайте ЦРПТ.
  2. Адаптировать бизнес-процессы и обучить персонал.
  3. Настроить ЭДО и приобрести квалифицированную электронную подпись (КЭП) для приёмки и отправки УПД.
  4. Отдельно рознице — купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, заключить договор с ОФД приобрести 2D-сканер для сканирования кода DataMatrix.

Что изменилось в работе с онлайн-кассами: новое в законах

Многие требования остаются в силе, но появились и важные дополнения — например, они касаются выдачи чеков и БСО, применения и отмены онлайн-касс, передачи данных в ОФД.

Большинство из этих нововведений уже вступили в силу. Рассказываем, что важного изменилось в законах и как правки влияют на работу с онлайн-кассами.

У кого отсрочка по онлайн-кассам до 1 июля 2019 года

Итак, отсрочку дают конкретным лицам в том случае, если они выдают подтверждающий факт расчёта документ:

ИП на ПСН, которые занимаются деятельностью из подпунктов 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 — 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ,
ИП и юрлица на ЕНВД, которые попадают под п. 2 статьи 346.26 НК РФ,
ИП и юрлица при расчётах с физическими лицами:

   — в безналичном порядке (кроме случаев с использованием электронных средств платежа),
   — расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт,
   — при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов,
   — при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг,
   — при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Кто обязан применять онлайн-кассы

Теперь страховые компании, от которых работают страховые агенты, должны передавать данные о продажах через ОФД.

Что это значит: когда клиент заказывает страховой полис от такой компании, он общается напрямую со страховым агентом. От него клиент получает полис и ему же передаёт оплату. И уже агент отдаёт деньги за полис от клиента — компании. В момент передачи денег компания должна выдать кассовый чек агенту.

Кто может не использовать онлайн-кассу

Государство до сих пор дополняет перечень исключений, при которых компании и предприниматели могут не использовать онлайн-кассу. Мы публиковали исключения в прошлой статье. Некоторые пункты исключений в 192-ФЗ дополнили, другие — добавили:

торговля газетами и журналами на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров;
торговля безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой в розлив;
разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с рук, из ручных тележек, корзин и других предметов для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров;
торговля в пассажирских поездах и самолётах (исключение — разносная торговля технически сложными товарами);
услуги муниципальных парковок;
продажа товаров через механические автоматы, где товар оплачивается монетами Банка России — например, бахилы. исключение: автоматы, которые питаются от электричества, в том числе через аккумулятор;
услуги библиотек;
кредитные организации — но они обязаны вести перечень своих банкоматов
ИП на ПСН — кроме тех, что указали в статье выше — при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего факт расчёта.

Также касса не применяется при безналичных расчётах между организациями и / или индивидуальными предпринимателями, если не используются электронные средства платежа с предъявлением. Коротко: при переводах через интернет-платёжку касса не нужна, при предъявлении терминала — нужна.

Кто может использовать онлайн-кассу в автономном режиме

Эта правка коснулась только военных объектов, органов федеральной службы безопасности, государственной охраны, внешней разведки. На этих территориях пользователи могут применять кассу в автономном режиме и не передавать данные в налоговую через оператора фискальных данных.

БСО и кассовые чеки: кто освобождён от выдачи, кто обязан выдавать

Могут выдавать один документ за сутки или расчётный период

Некоторые пользователи могут выдавать один фискальный документ с информацией о всех расчётах за сутки или расчётный период.

Как это происходит: например, кондуктор весь день принимает деньги от пассажиров. Здесь расчётный период — это время с момента принятия платежа от первого пассажира до выдачи кассового чека. Чтобы кондуктору не выдавать чек после каждой оплаты, государство позаботилось и внесло правки в закон. Так кондуктор выбивает один чек за все операции в конце смены.

Выдавать один чек могут за расчёты в виде зачета или возврата предоплаты, авансов от физических лиц за услуги в сферах:

культурно-массовых мероприятий: концертов, ярмарок, фестивалей;
услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
услуги связи: например, оплата мобильного в банкомате или через онлайн-сервисы;
оказание услуг в интернете, определенные статьёй 174.2 НК РФ: компьютерные игры, базы данных, рекламные услуги и другое.

Могут не выдавать чек и использовать кассу вне автоматического устройства

автоматы по продаже услуг перевозки пассажиров, багажа, грузов с терминалом для оплаты;
услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
вендинг — кроме тех автоматов, где продаётся алкоголь и сигареты, технически сложные и маркированные товары. С 1 февраля 2020 года такие автоматы должны отображать при расчете на дисплее QR-код.

Обязаны выдавать

При безналичных расчётах через интернет без взаимодействия с покупателем перадаётся чек или БСО следующими способами:

в электронной форме на номер телефона или адрес электронной почты,
в бумажной форме, если документ не передаётся,
в электронной — например, когда курьер привозит пиццу, а служба доставки не прислала покупателю электронный чек.

В этих ситуациях чек или БСО должен быть сформирован не позднее одного рабочего дня после расчёта, но также не позднее момента передачи товара покупателю.

Также чеки должны выдавать или направлять в электронной форме банкоматы при оплате услуг: например, при пополнении счёта мобильного или оплате коммунальных услуг.

Что ещё

Налоговая трактует закон

Теперь ФНС — тот самый официальный орган, который даёт письменные разъяснения организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам законодательства РФ о применении касс. Проще говоря — государство наделило налоговую правом трактовать эти законы.

У ОФД появилось право использовать данные пользователя

С 3 июля ОФД может осуществлять обработку фискальных данных пользователя для исследований и статистики без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учётом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

* Действие положений абзаца третьего настоящего пункта не распространяется на персональные данные покупателя или клиента.

Можно перерегистрировать кассу, если есть ошибки в отчёте о регистрации

Если пользователь ввёл неверные данные при регистрации, он может сформировать отчёт о перерегистрации без замены ФН и передать его в налоговую.