Вы арендовали помещение, подписали договоры с поставщиками и наняли продавца. В магазине стоит автономная касса. Продавец ведёт учёт проданных товаров в тетрадке. К вам приходят покупатели, но продаж толком нет.
Возможных причин две: либо продавец кладёт часть денег в карман, либо клиентов интересует только малая часть ассортимента. Мы расскажем, как с помощью кассового оборудования и программ поймать продавца за руку и узнать, чего хотят покупатели.
Вспомните последний поход в Ашан или Магнит. Вы прошли по торговому залу, сложили покупки в корзину и пришли на кассу. Кассир сканировал товары, на его мониторе появлялись названия покупок и суммы. Например, «Молоко Домик в деревне, 3,5% — 67.59р».
Кассовый компьютер запомнил, что кто-то купили именно это молоко. Он передал на склад сигнал, что вашей упаковки молока больше нет в магазине. Можно точно узнать, во сколько произошла продажа и посмотреть, кто из кассиров принял оплату. В супермаркетах каждый пакет молока на счету.
У кассира мало шансов, чтобы смухлевать. Он не может продать вам молоко дороже и забрать разницу — продажа идёт автоматически, цены называет компьютер. Из-за компьютера кассиру невозможно класть деньги в карман.
Информация о проданных товарах полезна не только для борьбы с кассирами-мошенниками. Товаровед посмотрит статистику продаж и увидит, что молоко «Домик в деревне» пользуется особенным спросом, и выставит на полки больше «Домика в деревне». Те, кто приходят только за «Домиком», заметят, что в продаже появился ещё и кефир. Продажи «Домика» повысятся.
Секрет роста — в автоматизации
Пятёрочка, Дикси, Лента и другие сети открывают сотни магазинов в год, потому что у них автоматизированы процессы. Кассиры не ведут учёт продаж в тетрадке. Никто не ходит по складу с этой тетрадкой и не сверяет количество проданных товаров.
Автоматизация показывает путь товаров от приёмки на складе до пакета покупателя. Это влечет за собой снижение издержек и позволяет узнавать желания покупателей.
Автоматизировать процессы можно и в небольшом магазине у дома. Вы перестанете тратить время на споры с продавцами и подсчёты остатков. Автоматизация покажет точки роста и увеличит выручку.
Первый шаг к автоматизации — покупка компьютера
Вам не нужен сверхмощный компьютер. Подойдёт обычный офисный ПК или ноутбук с такими характеристиками:
- OC Wndows XP или новее;
- Двухъядерный процессор Intel или AMD;
- 1 Гб оперативной памяти;
- Сетевая карта;
- Видеокарта от 32 Мб.
Установите на компьютер товароучётную систему
Скорее всего, вам уже предлагали это сделать, когда вы покупали кассу. Позвоните вашему инженеру ЦТО и скажите, что сейчас вам нужна товароучётная система. Он поможет выбрать программу.
Следующий этап — инвентаризация
В магазине на полках лежат товары. У товаров есть штрих-коды и названия — их надо записать в товароучетную систему. Если вы не можете разобраться с программой, попросите инженера ЦТО помочь.
Чтобы добавить в товароучётную систему молоко «Домик в деревне» с 3,5 % содержанием жира, достаточно записать штрих-код только с одной упаковки нужного молока, а не со всех упаковок «Домика» в магазине. Следите, чтобы один и тот же товар не повторялся под разными названиями. Иначе возникнет путаница в товарных номенклатурах — кассир будет отдавать одни товары, а со склада спишутся другие.
Начинаем вести учёт продаж
Вы добавили все товары в систему. В работе магазина ничего не изменилось — продавец по-прежнему записывает проданные товары в тетрадь. Он всё ещё способен обсчитать покупателей или ошибиться в суммах. Чтобы это исправить, есть два решения.
Первое — установите на компьютер кассовую программу. Это экономичное и простое решение: нужен только компьютер (который уже есть) и программа.
Второе — покупка кассового компьютера. Кассовый компьютер предназначен для торговли — у него нет лишних кнопок, а корпус защищён от попадания пыли и грязи.
Теперь магазин работает как в супермаркет — продавец сканирует товары, компьютер запоминает продажу и отправляет данные в товароучетную систему. Вам доступна статистика продаж в реальном времени.
Используем статистику продаж
Вы заметили, что чаще всего покупают булочки одной торговой марки? Пусть лежат на прилавке, ближе к покупателям. Когда закажете следующую партию, попросите поставщика отправить больше сортов.
У вас в магазине работают товароучетная система и кассовая программа. С их помощью можно запустить скидочную программу. Пусть покупатели получат карточки за покупку на сумму 500 рублей. Согласно исследованиям, система скидок увеличивает количество покупателей минимум на 20 %.
Существуют инструменты для персонализированных программ лояльности. Каждому покупателю — личная скидка и обращение по имени на чеке. Люди любят внимание.
Кассовая техника и программы снизят издержки и покажут работу магазина в реальности. Вы получите ответы на главные вопросы: обманывает ли вас продавец и довольны ли покупатели ассортиментом. Решение этих вопросов откроет путь к росту выручки.
Об авторе